Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы

22 мая 2020
Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы

Реформа в области обращения с твердыми коммунальными отходами в Ленинградской области

С 01 ноября 2019 года на всей территории Ленинградской области услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) стала коммунальной, т.е. за организацию сбора, транспортирования, обработки и утилизации отвечает одно юридическое лицо – региональный оператор по обращению с ТКО (далее – Региональный оператор).

В Ленинградской области по итогам конкурса заключено соглашение об организации деятельности регионального  оператора по обращению с ТКО на территории зоны деятельности «Ленинградская область» (далее – Соглашение) о наделении статусом Регионального оператора АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».

Кто такой Региональный оператор?

Региональный оператор по обращению с ТКО – это юридическое лицо, обязанное обеспечить деятельность по осуществлению всего цикла обращения с ТКО (сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, утилизация, размещение) на территории субъекта Российской Федерации. Данное юридическое лицо  выбирается на основании конкурсного отбора на срок не более чем 10 лет.

В Ленинградской области по итогам конкурса статусом Регионального оператора наделено АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».

 Согласно п. 2.3 Соглашения региональный оператор обеспечивает сбор и транспортировку ТКО самостоятельно или с привлечением третьих лиц (на основании договора, заключенного между Региональным оператором и организацией, занимающейся деятельностью по обращению с отходами и имеющей лицензию на осуществление данной деятельности).

Региональный оператор заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО.

Как заключить договор с Региональным оператором?

Договор на оказание коммунальной услуги  по обращению с ТКО носит характер публичной оферты. Правила обращения с ТКО, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016, регламентируют следующий способ заключения договоров между собственниками ТКО и - Региональным оператором.

Региональный оператор размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (газета «Вести» № 21 от 20.03.2019), и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

Текст типового договора утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016 г.

В случае если потребитель не направил Региональному оператору заявку потребителя и дополнительные документы в течение 15 рабочих дней, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.

Юридические лица (в том числе СНТ, ДНП, собственники нежилых помещений в МКД) напрямую заключают договор с Региональным оператором.  

В договоре определяются места накопления ТКО, график вывоза, стоимость услуги, иные условия.

При этом стоимость услуги может рассчитываться по-разному:

- при наличии собственного места накопления ТКО – вывоз ТКО и расчет стоимости вывоза осуществляется по фактическому объему в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) ликвидации масса ТКО (Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505);

- при отсутствии собственного места накопления ТКО – накопление ТКО осуществляется на ближайших контейнерных площадках (контейнерные площадки МКД, муниципальные контейнерные площадки), расчет стоимости вывоза осуществляется в соответствии с нормативами накопления ТКО по категории юридического лица, установленными приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами (от 29.04.2020 № 2).

Подробная информация предоставлена на официальном сайте Регионального оператора.

 Как будет производиться начисление платы за услугу?

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории Ленинградской области составляет:

- для собственников квартир в МКД - 5 рублей 39 копеек за квадратный метр площади квартиры;

- для собственников объектов индивидуального жилищного строительства (ИЖС) – 98,58 руб. с 1 человека (исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в ИЖС, а в случае отсутствия проживающих, исходя из количества собственников ИЖС).

Общая стоимость коммунальной услуги по обращению с ТКО отражается в соответствующей строке квитанции за жилищно-коммунальные услуги.

Начисление платы осуществляет АО «Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области».

Единый тариф на услугу Регионального оператора на территории Ленинградской области утвержден приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29.04.2020 № 32-п тарифам.

Нормативы накопления ТКО утверждены приказом управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 29.04.2020 № 2.  

Какие льготы по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО предусмотрены для жителей Ленинградской области?

Для региональных и федеральных льготных категорий граждан компенсация расходов за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) будет предусмотрена при увеличении размера компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Получить более подробную консультацию Вы можете в комитете по социальной защите населения Ленинградской области, а также в ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения».

В соответствии со ст. 1.5 Социального кодекса Ленинградской области все меры социальной поддержки, в том числе ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО,  предоставляются лицам, проживание которых на территории Ленинградской области подтверждено данными органов регистрационного учета, либо иными документами, подтверждающих факт проживания, и не получающим аналогичных мер социальной поддержки.

Куда обращаться в случаях, когда в квитанции некорректно выставлена плата за предоставление Региональным оператором услуги по обращению с ТКО?

Если плата за услугу по обращению с ТКО начислена неправильно, то Вы можете обратиться в офис:

- территориальное управление АО «Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области» в Вашем районе;

Регионального оператора.

 Также на территории Ленинградской области действует телефон «горячий линии» по вопросам запуска реформы по обращению с ТКО +7 (812) 454-18-18, info@uklo.ru.

Возможен ли перерасчет, если я нахожусь в своем доме/квартире только несколько месяцев в году?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусмотрен перерасчет стоимости коммунальной услуги по обращению с ТКО в период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Подтверждающие документы и заявление необходимо предоставить на адрес электронной почты pereraschet@uklo.ru.

Перерасчет возможен только для лиц, являющихся собственниками данного объекта, проживание которых на территории Ленинградской области подтверждено данными органов регистрационного учета.

При отсутствии зарегистрированных проживающих граждан в данном помещении плата должна производиться собственником помещения.

Стоит отметить, что в настоящее время Государственной думой рассматривается законопроект о внесении изменений в ст. 155 Жилищного кодекса, предусматривающей  не взимание платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, в случае если объем потребления электроэнергии в расчетном месяце не превышает 30 кВт.

С полным текстом законопроекта, а также со стадиями его рассмотрения Вы можете ознакомиться здесь

Что такое «нормативы накопления отходов» и кто их устанавливает?

Норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов (ТКО), образующихся в единицу времени (за год). Стоит отметить, что нормативы накопления ТКО устанавливаются дифференцированно в отношении различных категорий (ИЖС, МКД, юридические лица и т.д.).

Данный показатель формируется на основании проведения сторонней независимой организацией замеров в течение каждого сезона года в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269.

По результатам проведенных замеров нормативы накопления ТКО утверждаются Управлением Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами.

Действующие нормативы установлены приказом управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 29.04.2020 № 2.

Я обнаружил несанкционированную свалку. Кому мне сообщить об этом?

Вопросы земельного контроля относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Поэтому, в случае обнаружения мест несанкционированного размещения отходов, необходимо обратиться в администрацию муниципального образования (городского/сельского поселения, муниципального района), которые обязаны принять меры по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства.

Также Вы можете передать данную информацию в Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области:

- пн-пт с 09:00 до 18:00: +7(921) 908-50-86;

- круглосуточно: +7(812) 539-40-32.

- оставить сообщение на сайте народнаяэкспертиза.рф.

Куда обращаться если вовремя не вывозится мусор?

При ненадлежащем исполнении услуг по вывозу ТКО, просим Вас незамедлительно проинформировать об этом Регионального оператора:

 - позвонить по телефону +7(812) 454-18-14;

- направить письмо на адрес электронной почты tko@uklo.ru.

Не получается связаться с региональным оператором. Что делать?

Для осуществления оперативной обратной связи на сайте Регионального оператора указаны контактные данные региональных представителей в муниципальных районах.

 

 Кто обязан заниматься обустройством и содержанием мест (площадок) накопления ТКО?

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

При этом стоит отметить, что обустройство и содержание мест (площадок) накопления ТКО невозможно без наличия контейнеров. Контейнер является неотъемлемой частью мест (площадок) накопления ТКО.

Следовательно, участие органов местного самоуправление в деятельности по накоплению ТКО, в том числе может заключаться и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО.

Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.

Таким образом, собственники помещений многоквартирного дома вправе приобретать контейнеры и бункеры в качестве имущества общего пользования и обязаны в указанном случае осуществлять их содержание.

Учитывая изложенное, контейнеры могут приобретать:

  • органы местного самоуправления;
  • организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (собственники помещений);
  • Региональный оператор.

Что входит в понятие ТКО?

Согласно положениям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

- твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

- сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются Региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами;

- в обязанности собственников ТКО входит заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016  №1156.

В соответствии с письмом Росприроднадзора от 06.12.2017 № АА-10-04-36/26733, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, крупногабаритные отходы – это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

Таким образом, к ТКО, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение которых должны осуществляться по договору на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в рамках установленного норматива и единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, относятся:

- отходы старой мебели;

-отходы бытовой техники;

- отходы от текущего ремонта жилых помещений (обои, линолеум и т.п.).

Принимая во внимание письмо Росприроднадзора от 06.12.2017 № АА-10-04-36/2673 к ТКО, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение которых должны осуществляться по договору на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, относятся:

- отходы, образующиеся на территориях общего пользования (кладбища, парковые зоны, скверы, пляжи и др.);

-  отходы из уличных урн;

- опавшая листва;

- растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.

При этом отходы, образующиеся на территориях общего пользования, отходы из уличных урн, опавшая листва и растительные остатки не включены в нормативы накопления ТКО, установленные Приказом Управления от 29.04.2020 № 2, и требуют заключения с Региональным оператором отдельного договора.

В соответствии с письмом Минприроды России от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 отходы от строительства  и капитального ремонта жилых помещений не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности Регионального оператора.

Такие отходы как шины транспортных средств, камеры и покрышки шин не соответствуют определению ТКО согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по основному признаку как отходов, образующихся в жилых помещениях, кроме того согласно Распоряжению Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» захоронение таких отходов запрещено, и накопление необходимо осуществлять в специально отведенных местах накопления отдельно от ТКО.

Как осуществляется обращение с отходами, образующимися на местах общественного пользования?

Отходы, образующиеся на территориях общего пользования (кладбища, парковые зоны, скверы, пляжи и др.), отходы из уличных урн, опавшая листва и растительные остатки относятся к ТКО и их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение должны осуществляться по договору на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.

При этом отходы, образующиеся на территориях общего пользования, отходы из уличных урн, опавшая листва и растительные остатки не включены в нормативы накопления ТКО, установленные Приказом Управления от 29.04.2020 № 2, и требуют заключения с Региональным оператором отдельного договора.

 

Обновлено